Как не попасть «на счетчик» газа?!

Всё «по уму»


Чтобы разумно подойти к вопросу экономии коммунальной платы за газ, достаточно придерживаться всего нескольких правил. Во-первых, своевременно и в полном объеме оплачивать потребленный газ. Затягивание с оплатой влияет на размер  пени по принципу «чем дольше, тем дороже». Во-вторых, не нарушать положений договора поставки газа. Договор регламентирует отношения между ресурсоснабжающей организацией и абонентами, и в нем детально перечислены все права и обязанности двух сторон, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.


Счетчик газа – «друг или вдруг»?!


Чтобы показания счетчика принимались поставщиком необходимо соблюсти ряд условий.


Во-первых, нужно отслеживать срок поверки. Согласно п. 1 ст. 13 102-ФЗ «Об обеспечении средств измерений» все счётчики газа до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической. Об этом обязаны заботиться именно собственники, а не поставщик газа. Дата поверки счётчика и межповерочный интервал указаны в техническом паспорте прибора. И срок поверки счётчика отсчитывается не с момента его покупки или установки, а с момента проведения его первичной поверки на заводе-изготовителе. Среди проблем, из-за которых у потребителей нередко возникают трения с поставщиком газа, чаще всего встречается пропуск срока очередной поверки, после которой компания начинает начислять плату не по счетчику, а по нормативам потребления газа. Это одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения якобы «ниоткуда» долгов, при регулярной, как думают абоненты, ежемесячной оплате газа. И люди начинают возмущаться, почему газовики не предупредили, что поверочный срок счетчика истек. Согласно п. 21 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства № 549 от 21.07.2008г., именно собственник жилья отвечает за исправность счетчика и несёт все расходы по его установке, содержанию и демонтажу в случае замены, ремонта или поверки. И точно такой же порядок установлен для всех счетчиков любого коммунального ресурса! Даже если счетчик с точки зрения владельца исправен, по окончании межповерочного интервала он может допускать погрешности, причём как в меньшую, так и в большую сторону. Поэтому показания, снятые с неповеренного счётчика, не могут быть признаны действительными.


Во-вторых, счетчик должен быть в исправном состоянии (отсутствуют сколы, царапины и вмятины на корпусе прибора учета, счетчик регистрирует расход газа во всем диапазоне измерения, в наличие и сохранны контрольные пломбы, отсутствует свободный доступ к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета).


При несоблюдении этого условия, т.е. при наличии вышеперечисленных нарушений в соответствии с п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., это может быть признано как «несанкционированное вмешательство» в работу прибора учета газа. При обнаружении нарушений составляется соответствующий акт, а Поставщик газа производит перерасчет на основании нормативов с применением повышающего коэффициента 10. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем потребленного коммунального ресурса рассчитывается с учетом количества собственников помещения.


В-третьих, на местах крепления счетчика к газопроводу установлены пломбы поставщика газа, и они не нарушены. Отсутствие пломбы поставщика газа на месте, где счетчик присоединён к газопроводу, также может стать одной из причин появления в платежках долгов за газ. Определение объема потребленного газа по показаниям счетчика согласно п.25,27 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства № 549 от 21.07.2008г., осуществляется со дня установки именно «Газпром межрегионгаз Астрахань» такой пломбы. Причем, потребители должны помнить, что, по закону, наличие других пломб не заменяет пломбу поставщика! Опломбировать счетчик просто — нужно лишь зарегистрировать заявку на опломбировку и, вне пломбу установят не позже 5-го рабочего дня с даты регистрации обращения. В случае отсутствия пломбы поставщика расчет оплаты будет производиться только в соответствии с нормативами потребления.


В-четвертых, пломба, установленная заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, не нарушена. Как раз в отношении «целостности пломб» именно этой пломбы нередко и возникают вопросы у потребителей, — в каких случаях пломба считается поврежденной, и действительно ли ее так легко повредить.


Оттиск клейма, или «след» поверителя


Пломбы устанавливаются в условиях завода-изготовителя в целях предотвращения доступа к узлам регулировки и (или) элементам конструкции счетчика в местах, предусмотренных их конструкцией. И подтверждением целостности пломбы является оттиск клейма поверителя. Пломбы считаются поврежденными в двух случаях:

— если нанесенную на них информацию невозможно прочитать без применения специальных средств;

— если они не препятствуют доступу к узлам регулировки и (или) элементам конструкции средств измерения.


Основы пломбы для разных счетчиков различные – мастичные (воск, скульптурный пластилин и т.п.), или твердые – термопластик, свинцовые сплавы. Необходимо отметить, что только пломбы из свинцовых сплавов могут воспрепятствовать доступу к элементам конструкции, так как при попытке доступа они безвозвратно деформируются. Пломбы из пластичных материалов доступу не препятствуют, поскольку их форма в случае деформации может быть легко восстановлена, поэтому основным защитным элементом пломбы является именно читаемый оттиск клейма госповерителя.


Так каких основных правил необходимо придерживаться, чтобы счетчик еще долго мог служить потребителю «верой и правдой»?


Одной из технических характеристик счетчика является температура окружающей среды, при которой изготовитель гарантирует сохранение всех потребительских свойств счетчика, в том числе и пломб. Обычно температура окружающего воздуха при эксплуатации должна находиться в диапазоне -40 – +60 °С. Большинство счетчиков устанавливается в жилых помещениях, в которых комфортная температура воздуха от +18 до +25 °С. При этой температуре пломба завода-изготовителя повредиться не может. Если пломба оплавилась, то это свидетельствует о грубом нарушении условий эксплуатации счетчика и создании пожароопасной ситуации в помещении. Поэтому для сохранения пломб завода-изготовителя надо соблюдать условия эксплуатации счетчика, а вне помещения обеспечить защиту счетчика от воздействия прямых солнечных условий. Если пломба обращена оттиском клейма вверх, то необходимо предотвратить попадание сверху пыли, грязи, жира. Для этого достаточно прикрыть сверху плотным листом бумаги или картона.


При покупке счетчика вы вправе попросить продавца показать пломбу завода-изготовителя на счетчике, и сверить оттиск клейма на пломбе с оттиском клейма в паспорте счетчика — они должны четко просматриваться и совпадать.


Появились сомнения – действуйте!


Если вы не знаете, где на вашем счетчике находится пломба, то при выполнении проверки попросите контролера показать пломбу завода-изготовителя и дать заключение о ее состоянии. Но не стоит ждать контролера, вы можете самостоятельно визуально определить состояние пломбы завода-изготовителя. Если вы видите четкий оттиск на пломбе – то пломба не повреждена, если оттиска не видно, он не читается, а, следовательно, пломба повреждена – в этом случае необходимо принять меры. В первую очередь, необходимо незамедлительно письменно обратиться к поставщику газа, сообщив о повреждении пломбы, после чего пройти внеочередную государственную поверку счетчика или заменить его. После прохождения поверки организация-поверитель выдаст вам Свидетельство о поверке и нанесет свой оттиск клейма на пломбу. В этом случае объем потребленного газа будет определяться по нормативам только с даты получения письменного заявления о повреждении пломбы до дня установки пломбы поставщика газа на счетчике после его поверки или замены. Если повреждение выявляется при проверке контролером, то выполняется перерасчет объема потребленного газа за период со дня предыдущей проверки, но не более чем за 6-ть месяцев.


Открыты для диалога


К сожалению, проблемы ЖКХ не теряют своей остроты на протяжении уже ряда лет. Законодательство в этой болезненной для населения сфере постоянно совершенствуется, делая договорные отношения между потребителями и поставщиками коммунальных ресурсов все более прозрачными и понятными. В то же время требования закона направлены на повышение ответственности не только ресурсников, но и собственников жилья. Ведь для успешного исполнения условий договора всегда требуется усилия всех заключивших его сторон. Сегодня, осознавая непростую экономическую ситуацию и социальную ответственность перед потребителями, «Газпром межрегионгаз Астрахань» делает все от него зависящее, чтобы наладить конструктивный диалог с населением и устранить недочеты и пробелы, которые могут возникать в любой работе.  Компания  увеличивает штат операторов и контролеров газового хозяйства, вводит для них новые стандарты обучения и работы, модернизирует абонентскую базу, устраняя имеющиеся недочеты. Учитывая территориальную удаленность многих населенных пунктов, на территории города и области были открыты 13 абонентских пунктов. А в ближайших планах открытие полноценного call-центра, удобного и современного «единого окна», где всегда можно получить профессиональную консультацию специалистов. Но и газовики, в свою очередь, вправе ожидать от потребителей ответственного отношения к взятым на себя обязательствам. Тем более, что они прописаны в каждом договоре на поставку газа, и, что называется, всегда под рукой в каждом газифицированном доме – надо только внимательно его читать. Обязательства эти совсем не сложные, как кажется на первый взгляд: выполнять требования законодательства по содержанию газового оборудования, своевременно и в полном объеме передавать показания и оплачивать потребленный газ.


Новый формат общения


Одной из форм такого открытого общения с потребителями является квитанция, ежемесячно направляемая в адрес абонентов. И чтобы обеспечить максимальную прозрачность расчетов и адресность информации для потребителей коммунальных услуг компания «Газпром межрегионгаз Астрахань» начинает переход на новый формат платежного документа. В целях адаптации к новому формату платежного документа абоненты все еще могут получить квитанцию за газ и «старого образца», при этом лично обратившись в территориальные абонентские пункты, перечень которых указан на сайте компании. Новый формат квитанции включает в себя набор информационных блоков для расчетов с использованием как показаний приборов учета газа, так и нормативов газопотребления. Абоненту предоставляется полная поэтапная информация о формировании итоговой суммы платежа, включая основания для проведения перерасчетов. Задать вопросы и оставить предложения по функционированию нового единого платежного документа вы можете по телефону горячей линии (8512) 555-444 или на электронный адрес sovSMI02@astrg.ru.


Александра Яковлева


Пресс-служба ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань»

Поделитесь электронным адресом


Просим предоставить адрес электронной почты, чтобы мы могли оперативно отвечать на Ваши вопросы!

Он будет закрыт в 0 секунд