Огромные счета за потребленный газ стали приходить гражданам вначале этого года. Откуда они взялись, если люди все время платили исправно, по показаниям своего счетчика?
Газовики объясняют, что это из-за несвоевременно проведенного опломбирования. Получается, что счетчик исправен, на нем две пломбы — завода-изготовителя и специализированной организации, производившей установку, а должно быть три. А вот за установкой пломбы от поставщика газа, т.е. «Межрегионгаза», граждане не обратились. И из — за этого, за весь период от установки или замены счетчика до сегодняшней даты, сделали перерасчет не по тарифам, а по нормативам, а они намного превышают тарифы. Вот откуда такие огромные долги! А Межрегионгаз не напомнил своим пользователям, что, мол, надо и к ним обратиться за установкой еще одной пломбы, написав заявку.
Однако, после вмешательства губернатора, депутатов Думы и общественников ресурсоснабжающей организации было рекомендовано провести обследование индивидуальных счетчиков на предмет наличия всех положенных пломб, закрепить документальную форму заявления на опломбировку и уведомлять граждан о сроках замены приборов учета газа.
Мы обратились за подробным разъяснением к советнику по связям со СМИ ООО “Газпром межрегионгаз Астрахань” А.А.Яковлевой и задали ей несколько вопросов:
— Что надо предпринять гражданам, чтобы впредь не попасть в такую ситуацию?
— Чтобы не оказаться в числе должников, достаточно придерживаться всего 3-х основных правил. Во-первых, своевременно и в полном объеме оплачивать потребленный газ. Чем дольше Вы затягиваете с оплатой, тем выше размер пени. Во-вторых, не нарушать положений договора поставки газа. Договор регламентирует отношения между ресурсоснабжающей организацией и абонентами, и в нем детально перечислены все права и обязанности двух сторон, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. И, в-третьих, в случае возникновения вопросов или появления в платежном документе задолженности, не откладывать решение вопроса в «долгий ящик», а незамедлительно обращаться в «Газпром межрегионгаз Астрахань» для проведения сверки расчетов и выяснения причин образования долга.
Как показывает практика работы, причин образования задолженности не так много. В основном, это нарушение платежной дисциплины, нерегулярная передача показаний прибора учета, его наступивший срок поверки, или отсутствие пломбы поставщика газа на месте, где прибор учета присоединен к газопроводу. В договоре поставки газа закреплены все вышеперечисленные случаи и факторы, непосредственно влияющие на размер платы за потребляемый ресурс. Поэтому всем гражданам рекомендую, прежде всего, для начала, внимательно ознакомиться с его положениями.
— После того, как гражданин направил заявку на опломбировку своего счетчика, в какие сроки должны ее провести?
— В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 «О прядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» пломба поставщика газа устанавливается в течение 5-ти рабочих дней с даты регистрации заявки абонента на опломбировку или в любое другое удобное для абонента время по предварительному согласованию. Хочу сразу успокоить граждан, которым, пломба была установлена позже указанного срока. В таких случаях, независимо от даты установки пломбы поставщиком расчеты производятся по показаниям приборов учета уже на 5-й рабочий день с даты регистрации обращения. Первичная пломба устанавливается бесплатно, а вот последующие, в том числе после проведения поверки или ремонта прибора учета, оплачиваются самим абонентом.
Регламент действий абонента при необходимости опломбирования прибора учета размещен на сайте организации в разделах «Вопросы и ответы» и «Приборы учета газа» и на информационных стендах в территориальных абонентских пунктах.
— На какие пункты договора надо обратить внимание? Где написано, что за тем – то и тем – то пользователь должен следить сам?
— В предмете договора на поставку газа сказано, что Поставщик газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд поставляет ресурс, а абонент его оплачивает, соблюдая, при этом, все меры безопасности и обеспечивая техническую исправность газового оборудования, в том числе, и прибора учета. Это ответственность, прежде всего абонента. В разделе о порядке учета газа указаны все условия, при одновременном соблюдении которых показания прибора учета считаются действительными, и абонент производит оплату за фактический объем потребленного ресурса.
Наличие ненарушенной пломбы поставщика газа является обязательным условием. Наличие иных пломб не заменяет пломбу «Газпром межрегионгаз Астрахань». В разделе также указаны ситуации, в которых, при наличии прибора учета, расчет производится исходя из объема среднемесячного потребления газа (например, когда абонент в течение 3-х месяцев подряд не предоставляет показания прибора учета) или исходя из утвержденных нормативов (например, по истечению срока поверки или в случае повреждения целостности или отсутствия пломб). Здесь также указано, что демонтаж прибора учета в связи с его заменой, ремонтом или поверкой проводится в присутствии поставщика газа, который снимает контрольные показания и проверяет сохранность всех пломб на момент выполнения работ. Поэтому все вышеуказанные работы предварительно согласовываются с «Газпром межрегионгаз Астрахань».
В разделе о порядке расчетов отражено, что оплата за газ, как и все услуги ЖКХ, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. При этом неиспользование собственниками, нанимателями или иными лицами помещений не является основанием для освобождения абонента от обязанности по оплате газа. Также в договоре отражено, что абонент обязан в течение 5-ти дней с момента изменения численности проживающих, размера отапливаемой площади или состава газового оборудования, уведомить об этом поставщика газа; абонент обязан в течение 5-ти дней до даты совершения сделки с жильем (в случае размены, купли-продажи, т.д.) уведомить об этом поставщика, после чего погасить имеющуюся задолженность и передать новому владельцу сведения о лицевом счете. А в случае отсутствия дальнейшей необходимости пользования газом в помещении уведомить поставщика о необходимости прекращения подачи газа и отключения газового оборудования. В договоре закреплены права и обязанности сторон, подписавших его.
Одно из основных требований к абоненту — недопущение самовольного подключения к системе газоснабжения. Нарушение данного требования влечет привлечение абонента к административной и уголовной ответственности. Также за поставщиком газа закреплено право начислить пени за все периоды просрочки платежей, и погашение основного долга, в данном случае, не освобождает абонента от уплаты пени. Помимо этого прекращение действия договора не освобождает абонента от уплаты задолженности за газ, а также расходов, связанных с проведением работ по отключению внутридомового газового оборудования от газораспределительной сети.
При внимательном ознакомлении с договором и надлежащем его исполнении проблем с задолженностью за газ не возникнет.
— Если договор заключен очень давно, надо ли его перезаключать, или он имеет силу?
— Договор перезаключать не надо. Договор распространяется на отношения, возникшие между поставщиком газа и абонентом с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования последнего в установленном порядке к присоединенной сети, и считается заключенным на неопределенный срок.
— Какой сейчас установлен порядок начислений оплаты за газ в случае, если у потребителя нет пломбы? Прощен ли предыдущий огромный долг?
— В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 «О прядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» наличие не нарушенной пломбы поставщика газа является одним из ряда условий, при соблюдении совокупности которых показания прибора учета считаются действительными. Только в этом случае абонент может производить оплату за фактический объем потребленного ресурса. Это требование федерального законодательства. Поэтому наличие иных пломб, ни при каких условиях, не заменяет пломбу поставщика газа. И в случае отсутствия у абонента на приборе учета пломбы поставщика, расход газа будет рассчитываться строго в соответствии с нормативами потребления.
Тем не менее, в целях урегулирования разногласий, возникших в отношении категории добросовестных абонентов, «Газпром межрегионгаз Астрахань» был введен временный порядок принятия фактических показаний приборов учета после их проверки и опломбировки поставщиком газа, при условии подтверждения их корректной работы и соответствия режимам газопотребления, и отсутствия со стороны абонентов иных нарушений условий договора поставки газа и действующего законодательства РФ.
— Надо ли извещать газовую службу о замене прибора учета, или компания теперь сама сообщит о наступающих сроках замены и поверки?
— Именно абонент, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 «О прядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», обязан в установленные сроки предоставлять прибор учета на поверку. Информирование о сроках поверки в обязанности поставщика газа, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не входит. Но, для удобства самих абонентов и в целях предотвращения наращивания долгов, «Газпром межрегионгаз Астрахань» регулярно, по своей инициативе, размещает соответствующую информацию в ежемесячных платежных документах. Когда заканчивается межповерочный интервал абонент самостоятельно решает, проводить ли поверку уже установленного прибора учета (у которого истекает срок поверки) без демонтажа или с демонтажем, или установить новый прибор учета газа с не наступившим сроком поверки. Главное, это предварительно согласовывать с «Газпром межрегионгаз Астрахань» работы по демонтажу прибора учета в связи с его ремонтом, поверкой или заменой. В этом случае представитель поставщика газа сможет присутствовать при проведении работ для того, чтобы снять контрольные показания и проверить сохранность всех пломб. После абонент обязан не позднее, чем в течение 5-ти дней с момента выполнения работ, предоставить в абонентский пункт документы, подтверждающие проведение работ, и документы на установленный прибор учета для его дальнейшей регистрации. Соответствующий регламент размещен на сайте организации в разделах «Вопросы и ответы» и «Приборы учета газа» и на информационных стендах в территориальных абонентских пунктах.
— Наримановский абонентский пункт находится далеко за городом, куда попасть можно только пешком или на личном автотранспорте. Это неудобно в первую очередь, для пожилых людей. Кроме этого, в таком отдаленном месте не исключено встретить уличных собак, которые уже нападали на одиноких граждан. Нельзя ли расположить абонентский пункт в черте города?
— К сожалению, на сегодняшний день изменить местоположение территориального абонентского пункта не представляется возможным.
По всем интересующим вопросам абоненты могут получить консультацию по телефону горячей линии (8512) 555-444. «Газпром межрегионгаз Астрахань» также регулярно размещает объявления и актуальную для абонентов информацию на своем официальном сайте www.astrg.ru.